Свoe сoстoяниe в систeму элeктрoннoгo дeклaрирoвaния дo 31 oктября ужe внeсли 120 тысяч прeдстaвитeлeй влaсти высшeгo урoвня. Тaк, тoлькo нaрдeпы зaдeклaрирoвaли 12 млрд гривeн – этo бeз учeтa «триллиoнa» экс-кoмбaтa «Aйдaрa» Сeргeя Мeльничукa. Кaкую рeaкцию этo вызвaлo у укрaинцeв и кaкиe пoслeдствия будeт имeть e-дeклaрирoвaниe – читaйтe в мaтeриaлe сaйтa «24».
«Нe прoстo списoк – экoнoмичeскaя aвтoбиoгрaфия»
Вo врeмя пeрвoгo в истoрии элeктрoннoгo дeклaрирoвaния укрaинскиe чинoвники oбнaрoдoвaли свoи дoxoды, «пoдaрки», имущeствo и aктивы зa 2015 гoд. В тo а время, депутат Верховной Рады, заместитель председателя Комитета ВР по части вопросам предотвращения и противодействия коррупции Виктор Чумак во сезон круглого стола «Какими будут последствия обнародования е-деклараций?», организованного Институтом Горшенина, отметил, а по опубликованным электронным декларациям 2015 года привлечь чиновников к ответственности вслед за незаконное обогащение (статья 368-2 Уголовного кодекса) будет больно сложно. Но уже следующие декларации предоставят такую ресурс.
Это можно будет делать с 2016 года, 2017 и (на)столь(ко) далее, когда можно будет увидеть разницу в реальном состоянии и задекларированном, – подчеркнул Возчик.
Он пояснил, что нынешние е-декларации – это фаска имущества за 2015 год. Но система финансового контроля предполагает нужда должностных лиц в течение года указывать в ней все крупные покупки и старшие доходы. Например, «пришло» 60 тысяч – декларируй. Потому ась? это существенные изменения в имущественном состоянии – форма, которая является обязательной в (видах заполнения.
Между прочим, ярким примером «изменения имущественного положения» может (быть история с одеждой почти полмиллиона гривен от нардепа Игоря Котвицкого, какой-нибудь не так давно обновил свой гардероб на сумму побольше 600 тысяч гривен в Вене. Ведь, как известно, в электронные декларации чиновники должны представлять информацию об изменении имущественного положения, если расходы превышают 50 минимальных заработных палица, установленных на 1 января отчетного года. По мнению Чумака, е-известие – не просто список. По большому счету, это «схема капитана Флинта», своеобразная «экономическая автобиография» человека.
Нет-нет да и мы видим всю эту кучу денег, имущества, ценностей и т.д. – далеко не возникает вопрос, «что это», а «откуда оно появляется». Е-заявление будет постоянно действующим источником информации, чтобы украинцы понимали, после кого они голосуют, – отметил Чумак.
Первая вопрос е-декларирования, по словам Чумака – это контроль за конфликтами интересов действительно чиновников. Вторая – контроль за возможностью незаконного обогащения. Третья – политическая составляющая.
«Я в такой мере и знал»
Несомненно, обнародованные богатства украинских чиновников малограмотный просто удивили и поразили, точней сказать, шокировали своими размерами, оригинальностью и ценностью некоторых вещей. В принципе, малоросский народ и до внедрения е-декларирования догадывался, что его чиновники очень не бедные люди, но чтобы настолько … Вот п иначе как с возмущением, гневом и недовольством украинский народ невыгодный реагировал.
Социальный психолог Олег Покальчук отмечает: нет-нет да и мы говорим о какой-то активной реакции, подразумеваем 20% населения, ровно представляет собой политическую нацию. Поэтому среди этой социальной группы можем бросать о типе реакции, которую психологи называют хиндсайт – ментальная отзыв, которая дословно переводится как «Я так и знал!» В случае с электронным декларированием симпатия подходит на 100%.
Следующая эмоция, которую можно отвес, отмечает Покальчук, – это фрустрация, чувство раздражительности. Третья ажитация, а точнее совокупность эмоций – отвращение. Поскольку сам характер и табель обнаруженного имущества вызывает полную десакрализацию образа богатого человека.
Отнюдь не надо сбрасывать со счетов такую эмоцию, как завидность. Поэтому на уровне эмпирического сознания, очевидно, все думают, почто политики наверняка задекларировали меньшую часть. По крайней мере, любой человек думает: «я бы так на их месте и есть – часть показал, а остальное – посмотрим», – пояснил психолог.
В в таком случае же время, убежден Покальчук, теперь, если власть остановится держи полпути, это обернется против нее. Поэтому лучше было бы сего не начинать. Следующий шаг должен быть действием, ибо у общества давно был запрос на любого типа «репрессии», благодаря чего наказание нечестных чиновников только пойдет на пользу руководящие круги.
Все просто и элементарно
Зато журналист Виталя Портников считает, что Украине нужна полная амнистия капталов граждан, так есть легализация теневых капиталов. По его словам, ни к черту негодный разницы между самым олигархом и обычным гражданином, что мало-: неграмотный платит налоги со своей «конвертной» зарплаты, с моральной точки зрения, ни слуху.
Следующий шаг, уверяет он, – полная реформа судебной системы и правоохранительных органов. Незаинтересованный момент – это восстановление баланса парламентско-президентской республики, при случае главой государства, говорит он, станет коалиция во главе с актер-министром.
Четвертый шаг – полная легализация лоббизма. Пятым, после словам Портникова, должно быть создание открытых партийных списков с целью того, чтобы у руководителей политических сил не было внутренние резервы навязывать «своих» кандидатов в парламент. И последнее – это жесткие санкции насупротив всех тех, кто уклоняется от исполнения законодательства, начиная с выплаты налогов задним числом вышеупомянутой амнистии капиталов.
Это настолько все упрощенно и элементарно, что если бы я был руководителем ответственного правительства, я бы после 365 дней сделал бы эту страну Румынией может ли быть Польшей, но на это нет общественного запроса, – сказал Портников.
Центральный шаг против коррупции
По мнению директора Института демографии и социальных исследований им. Птухи НАН Украины Эллы Либановой, электронное провозглашение состояния чиновников это только первый, но важный этап в борьбе с коррупцией.
То, что со следующего возраст, это распространят на всех государственных служащих – я не вижу в этом так-сяк плохого. Абсолютно нормальная практика. Если они справятся в этом году с анализом деклараций 1-2 категории, так дальше справятся и со следующими – сказала она.
И мало-: неграмотный полагаясь даже на наших западных партнеров, у гражданского общества удовлетворительно рычагов давления – если не на власть, то для общественное мнение. Украинская власть, когда на нее начинают удерживать – прислушивается. Ведь, отмечает эксперт, рефлексия у власти все но есть.